Русский итальянец
"Святой ежик..." (с)
Сегодня я посмотрела потрясающий фильм (я уже уверовала в то, что у немцев нет плохих фильмов. Или мне просто везёт). Такие чувства последний раз у меня были после просмотров Хористов. Однако, если там конец вызвал в душе лёгкость, душевный подъём, то здесь, когда уже пошли титры, я несколько секунд сидела и пыталась хоть как-то привести свои мысли в порядок. Этот фильм... он полон таких моментов, которые тебя потрясают, ты сидишь вот так О_О, а сердце в груди колотится быстро-быстро. Ты пытаешься придти в себя, как тебя снова ждёт потрясение и мини-шок. И так до самого конца.
Этот фильм потрясающий во всём: начиная от сюжета, атмосферы и заканчивая актёрской игрой (и сколько же в Германии шикарных и урурушных актёров - я весь фильм слюни сидела пускала *3* а какие у всех глаза... так, всё). Но начну по порядку.
И начну с названия - Академия смерти.

Когда увидела название на немецком, во мне проснулся дотошный переводчик, который стал возбухать и негодовать, почему перевили именно как Академия смерти. Однако потом, с каждым новой смертью, с каждым новым мини-шоком, я поняла, почему именно так, а не Элита для фюрера. Потому что совсем не об этом речь. Нет, конечно, мы видим колледж, в котором воспитывается будущая элита Рейха. Будущее Германии. Будущие новые нацисты, сверх люди. Бездушные. Не колеблющиеся. Машины, не люди. Им начинают внушать чуть ли не с того момента, как они идут в этот колледж - всё для страны, для фюрера. И тогда возникает вопрос - а где же тогда остается сам человек? Тот, кто он есть по природе?
"Мужчины вершат историю. А мы сделаем из вас мужчин!"
Мужчин ли, задумалась я под конец фильма. Бездушных и безликих, без сострадания и жалости. Разве таким должен быть настоящий мужчина? Может, это, конечно, мой предвзятый женский взгляд, но я не думаю, что именно такие мужчины должны строить будущее своей страны. За таким мужчиной страшно стоять - такая каменная стена вызывает суеверный ужас и желание уйти куда-нибудь подальше от такой стены хд
И мы можем видеть тех самых мужчин, которые якобы вершат историю. Но... это звери. Просто одичавшие звери, которых кто-то выдрессировал. Они лишь при ком-то смиренные и покорные, но стоит им дорваться до власти, почувствовать вкус свободы, как зверь просто вырывается наружу, он готов рвать и метать, готов мстить за всё то, что сделали с ним - укротили, сломали. Зверь любит жить, зверь любит командовать и унижать. Таким персонажем был физрук. Эта скотина бесила меня весь фильм. Неимоверно == двуличная мразь, зверюга, которая именно наслаждалась властью, не упуская возможности унизить прилюдно. Но когда запахло палённым, этот ярый "фанатик" не лёг на ту самую гранату, чтобы спасти своих студентов. Он просто выскочил из окопа, мол, сами подыхайте, я пас.
Меня аж потряхивать начало, когда из похорон Зигфрида, который закрыл своим телом гранату и который до этого был публично унижен физруком с лёгкой подачки одной очаровательной сволочи (о которой я скажу чуть ниже хд), сделали показательное... выступление, шоу, называйте как хотите. Это было мерзко. Лично мне. Говорить родителям, что вот, ваш сын пал ради идеалов нового государства, что он думал о своих товарищах, что он такой молодец и что всем надо брать с него пример. И просто.... КАК??? КАК МОЖНО БЫЛО НАСТОЛЬКО НЕ УВАЖАТЬ СЕМЬЮ ПОГИБШЕГО ЗИГФРИДА??? Мне кажется, им было бы важнее, если бы их сын был с ними рядом, а не лежал, разорванный на кусочки в гробу, посмертно награждённый за свой поступок. А ведь даже никто не знает, почему он так сделал. Все думают - не эгоист, молодец. Но ведь... если подумать, это было самоубийство. Такое красивое, если грубо говоря. Он убил себя ради себя, но при этом спас своих товарищей. Почему убил себя? Потому что... он не мог опозорить Академию, не мог подвести семью из-за своего небольшого недостатка, проблемы - недержание во сне. Мне кажется, именно поэтому он так бесстрашно бросился на гранату, на верную гибель. Он бы не нашел тех денег, которые у него просили за молчание. А очередное унижение от физрука ему бы не позволила стерпеть гордость. Может, я и не права, но... когда он закрыл своим телом гранату, я до последнего не верила, что это на самом деле произошло, что он решился. А потом взрыв, кровь, ужас... а у меня сердце остановилось. И так явственно стоит момент, когда он посмотрел на своих товарищей по комнате, будто прощался. И говорил "я не могу поступить иначе". И меня выбило из колеи на несколько секунд. Один из тех моментов мини-шока. Потому что на него наложились и мысли о причинах, и атмосфера, и всё так в купе дало такой эффект.
Раз уж речь пошла о героях этой истории, то скажу несколько слов об этом. Хотя нет - тут я буду говорить много и пускать слюни, потому что Фридрих ** Альбрехт ** и даже их надзиратель, которого потом отправили сражаться на войну. Мне даже стало его жалко, хотя он та ещё гадина был. Но за его взгляд, за его ухмылочку я готова простить ему всё. Вот вообще всё.


В нём была такая подлинка, язвинка. У него тоже была власть, которой он не брезговал пользоваться. Но в отличие от физрука, он свои зубки показывал редко, но метко. От его взгляда и приказов... в сочетании это было что-то непередаваемое. Так и чувствовалось в нём что-то немного дьявольское, хитрое. Бестия, одним словом. И мне было немного жаль, что именно его взвод уводят на помощь Рейху в войне. Потому что где-то задней мыслью я понимала, что скорее всего никто не выживет из этих мальчишек. Хотя им было наверное лет так по 19-20, но всё равно, если подумать, то они всё ещё дети. Дети, у которых детство превратилось в муштру, вечные приказы и выслушивание того, что и как они должны делать.
И я тут сейчас вспомнила момент, когда сообщили, что его взвод уходит на войну. Улыбка с его лица сразу же исчезла, он выглядел таким... если не испуганным, то обескураженным. Он словно понимал, что вот так и придёт конец, что он может больше и не вернуться сюда. И просто... Т3Т нет, ну как так, верните этого верткого гада, он прекрасен! ** но увы, нет...
Но на нём список офигительных персонажей не заканчивается (о чем вы, я только начала ХД). Далее я бы хотела сказать про Кристофа - соседа по комнате Фридриха и Альбрехта, а так же первого друга и товарища, с которым столкнулся Фридрих в Академии.

По началу я подумала, что сейчас он начнёт как-то подшучивать над Фридрихом, мол, новенький, ещё и такой никакой с виду, но нет - он так всё доступно и быстренько объяснил, потом познакомил с другими парнями из комнаты. Да и вообще показался таким компанейским парнем с предпринимательской жилкой, который нашел способ выживать в Академии при помощи фотографии своих сестёр ХД меня покорил он. И как остальные герои, эта Академия меняет его. Нельзя не заметить того, как повлияло на него самоубийство Зигфрида, а потом и расстрел безоружных пленных. За его внешней весёлостью скрывается ранимая натура. Но он словно приучил себя к тому, что нужно просто абстрагироваться, просто выживать. И уже под конец фильма не так часто видна улыбка на его лице - только безмерная усталость в глазах и тревога.
В самом начале меня доставляло, как он тролил чувака с кличкой Тесто ХД это бесценно. Особенно диалог:
"- Эй, почему ты ему фото бесплатно показываешь? Почему?
- Потому на твои страдания, Тесто, смотреть бесценно."
Но со временем стало меньше шуток, меньше поводов повеселиться. Тучи стали сгущаться...
А вообще, вся заморочка началась с прихода Фридриха, который приглянулся преподавателю из этой самой Академии (я тут кстати ещё поняла, почему его лицо мне казалось знакомым - он ведь Марко играл в "Волне" ХД везёт мне на него, короче).


Простой парень, который хотел лучшей жизни, который хотел выбраться из трущоб. Который отказался от семьи, от маленького брата, который его любит и уважает (там был такой няшный момент, когда они спали в обнимку *3* я прям нарадоваться не могла), чтобы выбиться дальше, чтобы быть кем-то, а не просто рабочим на фабрике. Талантливый спортсмен, парень с большим сердцем, я бы сказала. Потому что он добрый, отзывчивый, такой светлый. К нему тянутся люди, в нём видят потенциал. Он, по оценкам преподавателей, должен был стать чуть ли не лучшим среди своих сверстников. Такие ребята, как он, должны быть элитой, не иначе. Однако потом становится видно, как на него действует атмосфера, царящая в Академии - он чувствует собственную власть, даже вседозволенность, и забывается. Он забывает о том, кто он на самом деле, он становится тем, кем его хотят видеть. Но Альбрехт помогает ему снова вспомнить о том, кто он есть - он, Фридрих Ваймер. К чему стремится он сам, а не, чего от него ждут. Альбрехт своей дружбой словно помогает снова обрести Фридриху собственное "я", которое начало задыхаться и умирать.
В моменты, когда Фридрих отталкивать Фльбрехта и вообще вёл себя, как последний свинтус, мне хотелось его придушить. Или чтобы кто-нибудь его придушил, оглушил, просто дал пощечину и крикнул "Опомнись, болван!". Однако я понимала, что и Фридриху приходится не так просто - он сжёг все мосты, у него больше нет дома, есть только будущее, в котором он будет счастлив и которое может построить сам.
Но в конце кажется, что и мечты теперь нет - всё, его отчислили. Он один, за плечами - потери и горести. Но почему-то есть такое ощущение, что ничего ещё не кончено, что не стоит отбрасывать мысль о счастливом будущем, что для него, Фридриха, ничего не потеряно, ничего ещё не решено. Он снова обрел крылья, которые почти потерял, пытаясь стать кем-то, кто был лишь отдалённо похож на него. И снег, который валит белыми хлопьями и по которому он идёт от Академии, вызывает не грусть, а что-то такое светлое. Да, пусть он побит и выгнан оттуда, куда мечтают попасть многие. Но присмотритесь - за его спиной что-то лёгкое и невесомой, что-то прекрасное и недостижимое для понимания. Это - его мечты, которые отнюдь не мертвы.

"Роль снежного пейзажа для германского героического эпоса" (с) - вот вам и краткая зарисовка к теме сочинения.
Последнего сочинения, который был написан Альбрехтом. О нём я решила сказать именно в паре с Фридрихом. Почему? Потому что их дружба, которая зародилась с самого первого дня пребывания Альбрехта в Академии, вызывал умиление, и мой слэшометр зашкаливал и грозился пару раз сломаться ХД ибо намеков было уйма. Столько, что если бы у меня умела идти кровь носом от приступов кавайности, то вся бы моя куртка и планшет были бы ей заляпаны ХД

Наверное, он был самым любимым персонажем, героем. Я с ним чувствовала духовное родство, что ли. Просто он как только появился, то было видно, что он не такой как все - более... возвышенный, утончённый. Он готов был помогать, умел сочувствовать. Истинный гуманист. Который всю жизнь пытался доказать своим родителям, что он не пустое место. И даже встречая отпор, стену, он всё равно продолжал пытаться, всё ещё надеясь на их пониманием. И было так обидно, что после его смерти родители так легко от него отреклись, а его отец... агрххх, вот он вобще ублюдок. Чистой воды. Таких, наверное, в то время было хоть отбавляй. Но всё равно... у него умер сын, его единственный сын, его надежда. А что он говорит даже без тени слёз и горечи? "Он был слишком слаб". А до этого всячески показывал всем, что был бы не прочь, если бы у него был такой сын, как Фридрих. Я честно начинала подозревать, что он попросту усыновит его == козел. И ещё до этого не дал Альбрехту прочитать стих, который он для него, отца своего, сочинил на день рождение. Урод.
Боже, не забуду того ощущения, когда Альбрехт решил утопиться. При его взгляде в эту прорубь я мысленно кричала "нет, нет, НЕ НАДО! ТОТ". Но... но он просто сделал это. Он решил по своему остаться свободным, так же, как и Фридрих, обрести свои крылья. Знаете, его самоубийство... почему-то оно мне кажется не то чтобы правильным, но честным. Хотя тоже не то слово. Если сравнивать его с Зигфридом, тем, как отнеслись к обоим самоубийствам... странно ведь выходит. Оба покончили с собой. Но один - герой, а другой - трус. Один - пример, другой - отброс. Но ведь просто так сложились обстоятельства. Зигфрид, как и Альбрехт, спасал себя. Вышло, что и спас других, чтобы хоть как-то оправдаться? А Альбрехт хотел собственного освобождения. Он не стремился кого-то спасти. Только себя... но... для меня обе эти смерти одинаково трагичны, одинаковы. Крик души, попытка показать, что нельзя жить в вечном страхе, нельзя вечно слепо кому-то доверять и плясать под фашистскую дудку.
Альбрехт был верен самому себе до конца. До самого конца он не убивал в себе то, что призывали убить в этой школе - жалость и сострадание.
И для меня он был таким метром, по которому я определяла, верно ли поступает Фридрих Оо вот не знаю, почему так. Но на моменте, когда во время матча по боксу Фридрих, вопреки своим убеждениям, всё же ударил противника, первый взгляд упал именно на Альбрехта. И по его лицу было понятно, что неправильно. Неправильно поступает Фридрих. И так на протяжении всего фильма.
Их дружба была для меня словно отдушина. За неё я переживала даже больше, чем за гетные пары в некоторых сериалах ХД потому что это была истинная, как по мне, дружба - сильная, искренняя, полная чего-то светлого и лёгкого, полная взаимовыручки и понимания. Они учились у друг друга, старались понимать и поддерживать в те моменты, когда было тяжело. И эта сцена в общей умывальне... Она так и стоит у меня перед глазами. Когда ещё свежи в памяти выстрелы, лица русских, у которых даже не было оружия, а потом и сочинение, полное правды, желания показать, что есть собственное мнение, на которое никто не в состояние повлиять, когда в душе есть рана, которую хочется скрыть, нападая и скалясь... эти порывы ударить, вразумить "одумайся, не надо, Альбрехт!". Эти слёзы, уже несильные тычки и просто бессилие. Когда они плачут и лежат в обнимку на кафеле... я даже не берусь объяснить, что в этот момент произошло в моей голове. Но одно знаю точно - это был ещё один мини-шок и тот момент, который лишний раз подтвердил офигенность этого фильма Т3Т

Много было событий, которые заставили меня пережить просто невероятные сильные эмоции. Про несколько из них я уже сказала выше. Хотела бы добавить к ним ещё несколько:
- момент, когда Фридрих только пришел на вступительные экзамены. Сама процедура напомнила отбор скорее не людей, а коней или свиней, которых оценивают по определённым параметрам, а потом говорят, какой из них лучше всего подходит для продажи. Они словно товар. Алмазы, которым предстоит стать бриллиантами, но какие-то из алмазов проходят, а какие-то безжалостно выкидываются, потому что не те. Хотя вроде те же алмазы, но в них есть какой-то ненужный и бесполезный элемент, который в будущем испортит уже алмаз. Мне стало здесь не по себе... как обесценен был человек как личность...
- когда все сидели в столовой, зашел пастырь. Как выяснилось, он приходит, когда надо сообщить о погибших. И в сердце ёкнуло, когда он подошел к двум мальчикам, которые не так давно фотографировались со своим дедом. И им сообщают, что он погиб. Хотя, может и не о его смерти. Но сам факт... им от силы лет по 10, может, чуть больше. А они стоят, вытянувшись по струнке и глотают слёзы... И что-то внутри замирает, переворачивается... я не знаю почему, но потом мне тоже хотелось плакать...
- ночь и первое задание - воспитанникам нужно поймать сбежавших, якобы вооруженных пленных. И вроде бы всё хорошо, задание выполнено - подстрелены беглецы, но... у них нет оружия. Они такие же дети, как и сами воспитанники Академии. Один из них, которого попытался спасти Альбрехт, поблагодарил его и так сжал руку в знак признательности... другой же перед смертью просил о помощи. Но умер. И при этом тишина, которая стояла, тихий шёпот Альбрехта, который всё ещё пытался помочь... осознание, что они сделали что-то ужасное. Осознание, что им долго будут сниться кошмары, что они ещё не скоро это забудут, придёт уже позже, когда их повезут обратно и они увидят расстрел... Это будто своеобразная инициация для них - жестокая и слишком правдивая.
- все бои, который были показаны. Эта как своеобразные переходные моменты для Фридриха. Потому что каждый из этих боев становился ступенькой - вниз или вверх. Первые бои помогли ему подняться, бой с Альбрехтом - чуть ли не рухнуть в самое начало, а последний бой... он как дань. Дань памяти Альбрехту, который отдал свою жизнь, чтобы снова стать свободным.
- озеро, утро, лёд. Самоубийство Альбрехта. Меня унесло сначала с момента, когда он коснулся рукой льда, будучи под ним, а над ним руки его словно коснулся Фридрих. Медленный отрицательный взмах головой, и вот он уже уходит под воду. Эмоции Фридриха, его отчаяние, бессилие, его немощь что-то исправить... ты будто сам там, на его месте...
Можно перечислять до бесконечности эти моменты, на самом деле.
Потому что та атмосфера - закрытая школа, строгие порядки, где за любую провинность ждёт наказание, где любой твой недостаток, даже тот, с которым ты не в силах справиться - позор и стыд, бесславие для школы. Ты - выродок, неуч, бездарность, если не можешь избавиться от своих несовершенств. Тут ты постепенно убиваешь то, что называется личность. Ты становишься одним из многих, кто готов безоговорочно отдать свою жизнь и голову служению фюреру. Машина, расходный материал. "Элита".
И возвращаясь к переводу названия (да, я придиристая казявка хд)... всё же, перевод "Академия смерти" намного уместнее, чем "Элита для фюрера". Мы видим историю каждодневного убийства, каждодневного стирания личности...

Немецкие фильмы хочется пересматривать, но лишь через некоторое время. Потому что остается такой осадок, мысли, что нужно время, пока ты снова найдёшь в себе силы пересмотреть. Но в этом и их прелесть - они не оставляют равнодушными. Весь фильм ты в напряжении, ты переживаешь. Невозможно сидеть с мордой-кирпичом ХД (или это только я не могу так).
Шикарный фильм. Во всём. От и до. Прекрасный, трагичный и в то же время... трогающий до самых глубин души. Да.

@темы: фильм, обожание, мнение